;

Меню сайта

Сведения о ДОУ

Наш детский сад

Педагогам

Сказки для мальчиков


Кудзилов Дмитрий, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна

Нередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают нас, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам.

Это не такой простой вопрос на первый взгляд. Конечно, и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно.

В каждом из нас есть и мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. При этом будем помнить, что благодаря чтению «мужских» сказок девочка познает мужской мир и свое мужское начало.

Аналогичная логика справедлива и в отношении мальчика. В гендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы (при этом принадлежность героя к антропоморфной группе не имеет значения):
«мужские»: главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу.
«женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола
«смешанные»: есть два главных героя обоих полов.

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя.
Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой. То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Самыми популярными сказками для мальчиков являются «Три поросенка» и «Колобок». В них проявлен важнейший для мужчины архетип Борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победителя превосходящего силой противника, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически, на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. С одним противником нужна сила, с другим – блеф, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с четвертым – хитрость, с пятым – надежная команда, и так далее. На примере различных «мужских» сказок можно объяснить молодому человеку стратегии борьбы, их комбинаторность, выделить факторы, приводящие к успеху.

Сказка о братьях-поросятах, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи:
Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, обретать радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить Меру в соответствии с текущим моментом.

Во-вторых, представление о враге и безопасности. Исторически мужчина несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник беспечности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о враге. Да и есть ли у них вообще информация о Волке, кроме как от Наф-Нафа?! Информацию о силе врага беспечные поросята получают уже непосредственно в ситуации открытого с ним столкновения. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших, или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Итак, в сказке содержится важная для мужчины информация – прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.

В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Есть мнение, что братья-поросята под руководством дальновидного Наф-Нафа поступили с Волком слишком жестоко, сварив в кипятке. Хотя, когда речь идет о жизни и смерти, не так просто думать о великодушии. Какие стратегии борьбы с Волком использовали поросята? В первую очередь, избегание и бегство. Привело ли это к успеху? Нет, только раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: избегание и бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип противника вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет повержен или увидит, что ему противостоит более мощная сила.

Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить Волка, либо обратиться за помощью к более сильному (например, Медведю). Они выбирают первый путь, и придумывают хитрый план, несмотря на ограниченность временных ресурсов. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот слагаемые успеха. Безусловно, можно обсудить с мальчиком, был ли у поросят другой выход, и дать творческое задание придумать альтернативный план победы над Волком - все это может сделать сказкотерапевт и родители. Примерно так можно построить разговор с мальчиком, рассказав ему историю о трех поросятах и Волке. Для будущего мужчины очень важно знать, как бороться с врагом, что его приведет к успеху, а что к неуспеху.

Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и другие. Если в «мужских» сказках не всегда есть женские образы, то во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (зооморфный или антроморфный). Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), либо она готовит себя к счастливому супружеству («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»).

Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основополагающие для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически, все «женские сказки» помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужчиной.

Вернемся к «мужским сказкам». Если говорить о базовом принципе мужского начала, то это Борьба и Победа. Поэтому, когда мы говорим о том, чему прежде всего необходимо учить мальчика, речь идет о стратегиях, моделях ведения борьбы и достижения успеха. Когда молодой человек заканчивает школу, то он помимо установленных государственным стандартом среднего образования набора знаний, должен знать КАК ДОСТИГАТЬ УСПЕХА и ощущать свою собственную силу. Безусловно, разнообразнейшие грани содержания понятия «успех» также должны быть обсуждены на протяжении процесса обучения. Успех в личном аспекте, социальном, духовном; успех как гармоничное преобразование мира; успех как согласие с самим собой; успех как реализация заложенных природой способностей. К сожалению, редкий выпускник школы понимает многоликое содержание успеха и обладает инструментарием для его достижения.

В нашем мире забыты традиции обучения мальчиков. Конечно, в архаические времена их воспитывали отдельно от девочек и наставниками были лучшие мужчины. Именно мальчикам рассказывались сказки, передавая таким образом важнейшие знания о борьбе и победе. Сегодня некоторые педагоги говорят о «раздельном обучении». Но кто сейчас будет обучать мальчиков? Те же женщины-педагоги, не обладающие тайнами «мужского обучения», которые, собственно, им и не к чему. Конечно, сохранились «мужские институты», но они имеют либо военную, либо духовную направленность, и не являются продолжателями традиции воспитания мужественности.

Но не все так фатально, и традицию воспитания мальчика можно попробовать восстановить, благодаря «мужским сказкам». Сказки и мифы особенно важны для мальчика на этапе накопления знаний о мире. Этот этап длится примерно до подросткового возраста, мальчик приобретает знания о том, как устроен мир, формирует собственную Я-концепцию.

Данный период является самым важным для будущего мужчины. Не случайно, все современные «мужские» теории личности подчеркивают роль раннего детского опыта в жизненном сценарии. Для мальчика важно понять, что «правильно», что «неправильно»; что «эффективно», что «неэффективно», что приводит к успеху, что влечет за собой поражение.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо», - говорил В. Маяковский. Действительно, дать четкое определение, классифицировать явления для мальчика чрезвычайно важно. Никакой неопределенности, должна быть предельная ясность. Почему? Может быть, потому, что принцип мужского начала – Активность, предполагающая расходование энергии. Чтобы грамотно расходовать, нужно знать куда и как. Поэтому неопределенность для мужского начала губительна – энергия расходуется вхолостую. Все, что мальчик запоминает в детстве откладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, с помощью которых можно достичь успеха.

Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование, обусловлено архаической природой мужского начала.

Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечают, успешны они или нет, анализирует, стремиться объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегиях достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и долженствованиях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения.
Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика так важно показать ему как можно больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают. Смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы приложения активности, приключения.

Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятием со стороны сверстников, желательно занимать если не лидирующее, то заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей рассказать ему о конструктивных средствах достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем, для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью. В качестве примера можно вспомнить обсуждение сказки «Три поросенка», приведенное выше.

Работая с мальчиком, сказкотерапевт подбирает «мужские» сказки и делает основной акцент на поведении героя, на том, что приводит его к успеху, как он преодолевает трудности, относится к неудачам. Знания, добытые из сказок, легенд и мифов, используются в обсуждении проблемной ситуации мальчика и формировании стратегии успешного поведения в ней.
Необязательно рассказывать какую-либо историю от начала и до конца, и только после этого переходить к ее обсуждению. Достаточно выделить из метафорического материала эпизод (или эпизоды), созвучные актуальной проблеме мальчика и обсудить их, соотнести с реальной ситуацией, наметить пути решения.

В качестве примера приведем стенограмму индивидуальной консультации. Молодой человек одиннадцати лет помещен в специальное учреждение для несовершеннолетних за бродяжничество и мелкие кражи. Оттуда он неоднократно сбегал, но его возвращали обратно. Происходящее сильно напоминает сценарий сказки о Колобке. Поскольку юноша идти на откровение с психологом не намерен, сказкотерапевт берет инициативу в свои руки.

Итак, действующих лиц двое: взрослый (Ск) и подросток (Кл).
Ск: Скажи, ты знаешь историю Колобка?
Кл: Какого еще Колобка?
Ск: Есть такая сказка о Колобке, который ушел от дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя...Помнишь?
Кл: Не знаю такой (это неудивительно, многие дети из неблагополучных семей не знают даже самых известных сказок и начинают учиться только в специальных учреждениях для несовершеннолетних)
Ск: Позволь, тогда я ее тебе расскажу (рассказывает сказку). Теперь ты ее знаешь. Ничего общего с тем, что происходит с тобой, не находишь?
Кл (усмехается): Я и от бабушки ушел, и от дедушки, да?
Ск: Точно. Похоже, ты хитрый!
Кл (довольно усмехается): Есть маленько.
Ск: Послушай, а как ты думаешь, почему такой хитрый, изворотливый Колобок все таки попался на удочку Лисы?
Кл: Потому что дурак, близко подходить не надо было.
Ск: Что значит: «Близко подходить»?
Кл: В рот не надо было к ней лезть.
Ск: А что же он должен был сделать, встретив Лису?
Кл: Катиться куда подальше.
Ск: Это ты знаешь, что Лиса оказалась еще опаснее, чем Медведь. А у Колобка все прекрасно выходило раньше с песенкой. Как он мог знать о коварстве Лисы?
Кл: Мог догадаться.
Ск: Откуда? Ведь он уже считал себя самым крутым – всех обошел, ото всех сбежал. Он был уверен, что непобедим. А в этом состоянии не только колобки, но и многие люди теряют осторожность, им кажется, что они самые умные и хитрые.
Кл: Задаваться начал, да?
Ск: Да! А Лисе только того и надо. Она послушала его песенку и поняла, что перед ней – задавака, считающий себя самым крутым, самым умным. А такого хитрый человек может легко обойти. Но вот вопрос, а была ли у Колобка возможность как то выкрутиться?
Кл: Наверное, была...
Ск: А в чем она состояла? Что он мог сделать, хотя бы тогда, когда лиса предложила ему сесть к ней на нос?
Кл: Быстро укатиться.
Ск: То есть, не садиться к ней на носок?
Кл: Да.
Ск: А что он мог бы сказать ей в ответ на такое предложение?
Кл: А чего говорить, надо было быстро сматываться.
Ск: Послушай, мы же знаем о том, какая Лиса хитрая. Неужели она бы не нашла способ догнать Колобка?
Кл: Точно, догнала бы.
Ск: Видишь – бегство не всегда лучший выход. Обязательно догонят.
Кл: Так что же делать?
Ск: Вот я тебя об этом как раз и спрашиваю.
Кл: Я не знаю.
Ск: Но у нас же с тобой на плечах есть головы. Так?
Кл: Так.
Ск: Вот давай и подумаем, что он мог бы сделать. Собственно, сказки для того и существуют, чтобы настоящие мужчины могли учиться на ошибках героев, думали, как их избежать в своей жизни.
Кл: Мог бы громко крикнуть ей в ухо, чтоб она оглохла!
Ск: А сам, воспользовавшись ее замешательством укатиться? Прекрасно! А можно было бы ее перехитрить?
Кл: Не знаю.
Ск: Давай с тобой рассуждать. Чего хотела Лиса? Съесть Колобка. Значит она хотела есть. Следовательно, чтобы спасти себя и отвести угрозу преследования, Колобок должен был указать ей другой объект для охоты, другую еду, причем более интересную для Лисы.
Кл: Он должен был сказать ей, что через дорогу лошадь сдохла, беги скорей туда!
Ск: Очень интересная идея! Еще варианты есть?
Кл: Можно было сказать, что я черствый, а на хлебзаводе все свежее.
Ск: Неужели, Лиса, ты, со своим изысканным вкусом, станешь питаться черствым хлебом?! Да это – себя не уважать! Иди, на мельницу, у мельника сегодня день рождения, так он всех кормит бесплатно, кто его поздравляет.
Кл: Точно!
Ск: Видишь, оказывается есть возможность у Колобка и от себя удар отвести и врага удовлетворить. Ну, хорошо, а что нам это дает? Ведь на сказках учатся. Чему мы с тобой можем научиться?
Кл: Лису обманывать!
Ск: Таких, как Лиса немало и среди людей. Во многих сказках говорится о том, что если ты слабее противника, нужно использовать хитрость. Главное, не терять осторожности, как Колобок. Тебе с такими людьми, как Лиса, встречаться в жизни приходилось?
Кл: Не знаю...
Ск: Не обязательно сейчас отвечать на этот вопрос, просто подумай об этом. Не всегда бегство самый лучший выход. А чтобы перехитрить врага в данном случае, мы с тобой, во-первых, задали себе вопрос, чего он хочет. Во-вторых, придумали, как он это может получить, но без ущерба для нас. Но это не единственный способ победы. В сказках их еще множество. Хочешь узнать?
Кл: Неплохо бы.
Ск: Все в свой срок. Да ты и сам теперь можешь размышлять над сказками, над тем, чему они хотели нас научить. Но у нас с тобой остался еще один важный вопрос: куда катился Колобок?
Кл: Как куда?
Ск: Вот именно, куда он направлялся, что хотел увидеть, с кем встретиться, что приобрести?
Кл: Да ничего, просто...
Ск: Просто ему нравилось катиться, его звала дорога?
Кл: Ну да.
Ск: Вот и получается, что еще один урок сказки в том, что тот, кто не знает, куда и зачем он идет, куда катится, рано или поздно оказывается съеденным.
Кл: Как это?
Ск: Так. Лиса же съела Колобка. Может быть еще и потому, что он не знал, куда катится. Для него было важно, все время от кого-нибудь уходить. Вспомни его песенку: Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел...». Ему все время нужно от кого-то уходить, убегать. Но зачем он уходит, убегает, он не знает. То есть, как говорят, цели у него нет. И в жизни нашей также. У кого цели нет, того рано или поздно «съедают», то есть лишают свободы, собственного мнения и даже желаний...Вот так! Послушай, я хочу тебя попросить, на досуге, может, подумаешь, придумаешь, куда мог катиться Колобок. А в следующий раз мы об этом поговорим.
Кл. Ладно.



















Используются технологии uCoz