;

Меню сайта

Сведения о ДОУ

Наш детский сад

Педагогам

Как подобрать для ребенка игры


Арутюнян Анна

Как у взрослых есть работа, так и в жизни ребенка есть очень важное занятие. Это - игра. И от того, в какие игры играет ваш ребенок, может зависеть его будущее.

Игра для ребенка – это его «работа».
С помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир, развивает свои физические и умственные способности, учится общаться с окружающими, демонстрирует и как бы тестирует свой характер. Поэтому игра для ребенка - это не просто игра, это необходимое условие для нормального роста и всего последующего развития. Именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для построения взаимоотношений во взрослой жизни, закладывает основы своего будущего.

Как правило, лет до трех игры ребенка еще собственно и нельзя назвать игрой. Игра возникает тогда, когда ребенок начинает играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Наблюдая, в какие игры предпочитает играть ребенок, родители могут определить, какой у него темперамент.

Краткая справка: Самая ранняя из зафиксированных классификаций темпераментов принадлежит Гиппократу. Она же наиболее широко известна и мы будем придерживаться именно ее. Этот великий философ и врач считал, что основу характера человека составляет смесь в организме человека в определенном соотношении четырех типов жидкостей:
Кровь –"сангва”
слизь –"флегма”
желчь –"холе”
черная желчь –"меланхоле”
Таким образом, в зависимости от того, какая жидкость преобладает у человека, он выделял четыре типа темпераментов.


Основание темперамента составляют свойства и способность нервной системы воспринимать окружающий мир, перерабатывать информацию, справляться с возникающими задачами. Ребенок изначально рождается с каким-либо темпераментом. Попробуем же разобраться, как с помощью игры мы можем помочь развить ему слабые стороны характера и наиболее полно использовать сильные.

Сангвиники
– это профессора игры. Они от рождения созданы играть и заражать окружающих своей игрой. Они подвижны и дружелюбны, общительны и энергичны, легко ладят с окружающими и приспосабливаются к новой обстановке. Настроение у них ровное без эмоциональных скачков и всплесков. Они быстро и легко засыпают и просыпаются в хорошем настроении. Это такие солнышки, которые зажигают все вокруг себя энергией и движением. Они не таят долго зла на обидчиков. Их легко заинтересовать новым. Они послушны и довольно непроблематичны для родителей. С другой стороны, у них часто отсутствует собственное мнение. Они часто меняют привязанности, друзей, им быстро надоедают игрушки. Детям - сангвиникам трудно довести начатое дело до конца. Их нелегко приучить к обязанностям. Заинтересовавшись чем-либо и не рассчитав свои силы, ребенок может устать и быстро охладеть, поэтому таких детей нельзя назвать усидчивым. Ему трудно играть в одну игру или игрушку долгое время. Если у него что-то не получается, он не очень-то и расстраивается. Ему проще заняться чем-нибудь еще, что получается. Сангвиник не будет бороться и добиваться цели, он лучше займется тем, что не требует больших усилий.

Поэтому детей-сангвиников надо постараться приучить к усидчивости и целеустремленности. Для этого как нельзя лучше подойдут всевозможные конструкторы, головоломки, паззлы, трансформеры, электронные игры. Другими словами, это должны быть такие игры, которые требуют длительной концентрации внимания. Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Задача родителя поддерживать интерес ребенка к игрушке или игре, заставить работать воображение, показывая, как еще можно играть с одной и той же игрушкой.
Если вы видите, что ребенок уже устал от этой игры – переключите его на другой вид деятельности, не заставляйте заниматься через силу. Во всем хорошо знать меру. А позже можно опять вернуть его к той же игрушке.

Родителям важно приучать своего маленького сангвиника выполнять работу качественно. Пусть у него будут свои обязанности по дому – сложить аккуратно свои вещички в шкаф, расставить тарелки к обеду, налить воды домашнему питомцу – что угодно, но чтобы с него можно было спросить результат. Не оставляйте без внимания рассыпанные карандаши, скинутые где попало ботинки. Если работа выполнена плохо, пусть переделает ее. Вашему ребенку необходим постоянный и ненавязчивый контроль и подсказка, напоминания, что еще надо сделать. Обязательно хвалите ребенка за аккуратно выполненную работу. Чтоб приучить ребенка одеваться самостоятельно для прогулки на улицу можно вместе с ним нарисовать последовательность предметов одежды, что за чем надевать и повесить это в прихожей или рядом с гардеробом.

У детей-сангвиников есть склонность часто менять друзей. Постарайтесь научить его радоваться старым друзьям, помогите найти для них новые игры, точки соприкосновения. Научите ребенка общаться со сверстниками, но играть при этом по правилам. Учите ребенка дружить. И не забывайте, что воспитывают прежде всего собственным примером.

Флегматики.
Со стороны может показаться, что флегматик – беспроблемный ребенок, однако это совсем не так. Это один из наиболее сложных типов организации психики. Ребенок-флегматик не любит перемен ни в чем. Их мимику нельзя назвать подвижной, они вообще мало проявляют эмоций. Они любят поспать, хорошо и быстро засыпают, но просыпаются с трудом. Они долго думают прежде, чем что-то сделать, медленно говорят и двигаются. Но им легко удается выполнять однообразную работу. Поэтому они с удовольствием играют в такие игры, где необходимы аккуратность, усидчивость, спокойствие.

Дети-флегматики с трудом вливаются в детский коллектив, не любят участвовать в детских праздниках. Они вообще не отличаются общительностью. В детском саду им трудно привыкать к новым лицам, условиям, режиму, расставаться с родителями. Однако, привыкнув, ребенок-флегматик будет слушаться воспитателей, соблюдать все правила, аккуратно складывает свои вещи, пользоваться горшком. Он во всем любит порядок.

Ребенок–флегматик – копуша по натуре. Он все делает медленно. Не старайтесь его подгонять и торопить. И тем более не ругайте его за это. От критики флегматик или впадет еще в большую задумчивость и медлительность. Но не надо делать что-то за него, так как это может привести к лености и еще большей пассивности. Хоть он делает все медленно, зато основательно и добросовестно.

Ребенок флегматик мало эмоционален. Поэтому родителям стоит обращать его внимание на других людей, их чувства, отношения с ними, приучать его к чувствительности. Хорошо бы завести дома питомца, за которым ребенок мог бы ухаживать, кормить. Присмотритесь, с кем дружит ваш маленький флегматик, проследите, нет ли среди его друзей явных лидеров, и не командуют ли они им, так как он охотно подчиняется руководству. Флегматик редко сам предложит, во что поиграть, он как будто наблюдает жизнь со стороны. Однако у них хорошо развито воображение, он даже умеет играть «в уме», но привнести свои игры в действительную жизнь у него не получается. Поэтому его надо всячески в этом поддерживать, повышать его самооценку, чаще хвалить. Старайтесь на первых порах оградить своего ребенка от игр, где он может проиграть. Сначала его надо в принципе заинтересовать самим процессом игры. Для этих детей лучше подойдут игры, где надо больше двигаться. Если это кубики – то большие, чтоб с ними надо было ходить, если машинки – то тоже большие, чтобы надо было сделать больше движений, чтоб их прокатить. Устройте ему спортивный уголок в комнате.

Так же учите вашего ребенка дифференцировать эмоции и чувства. Можно нарисовать несколько рожиц, которые выражали бы разные эмоции (радость, обиду, гнев, нетерпение, скуку), и по этим картинкам учить его отслеживать свои. Обязательно надо играть с ним в сюжетно-ролевые игры, где можно было бы вести споры, отстаивать свое мнение, находить компромисс. В игре давайте ему роль активную, а не пассивную, главную, а не второстепенную.

Вашему ребенку полезны все игры на свежем воздухе, закаливание. Постепенно приучайте его играть в соревновательные игры, где ему придется развивать быстроту реакции, скорость, умение быстро действовать по обстановке. Почаще ходите с ним в гости. Давайте ему мелкие сиюминутные поручения – сбегать выкинуть фантик в урну, отдать деньги на кассе. Следите, как ваш ребенок выполняет какое-либо дело, предупреждайте его, сколько у него еще осталось на это время, когда уже пора заканчивать, иначе только на раскачку у него уйдет полдня.

Ребенок-флегматик, если его оставить самому себе, не доставляет родителям хлопот. Но не поддавайтесь на такое сомнительное «удобство», оно может перерасти в леность и апатичное безразличие.

Меланхолик - это чувствительный и ранимый, остро реагирующий и тонко чувствующий, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Он замкнут и нерешителен. Он быстро устает и трудно восстанавливает силы. Он долго засыпает, любит поспать и не любит вставать. Эти дети сдержанно проявляют свои эмоции, кажется, что они не умеют рыдать или хохотать, а только тихонько плачут или робко улыбаются. Им трудно что-то попросить, вместо этого они долго и жалобно будут смотреть на вожделенный предмет, который недосягаем. Они не любят громких звуков, шумных игр. Как правило, ребенок-меланхолик играет один или с проверенным надежным другом, которому он не проиграет. Меланхолики вообще не умеют переживать неудачу, проиграв, они вряд ли будут играть в ту же игру.

Ребенок-меланхолик расстраивается по любым пустякам, долго помнит обиды и неудачи, не умеет переносить трудности. Поэтому очень важно научить их отвлекаться от постоянного самокопания и пережевывания обид внутри себя. Надо все время переключать их внимание на положительные аспекты ситуации, на другие внешние жизненные события. Неплохо, если вы будете закалять своего маленького меланхолика, делать с ним зарядку, заинтересуете его спортом, где он мог бы научиться преодолевать препятствия.

Не проявляя внешне эмоций, внутренне меланхолики очень переживают. Их невыраженная реакция не есть безразличие. Родители меланхоликов часто раздражаются из-за их невнимательности, заторможенности, забывчивости. Но такой ребенок просто не в состоянии долго сосредоточенно чем-то заниматься. Его быстро утомляют и новая информация, и новые впечатления, и новые люди. Такому ребенку обязательно нужна комфортная домашняя обстановка, где его окружали бы забота и любовь.

Ребенку-меланхолику можно покупать игрушки чуть-чуть «на вырост», чтобы пробудить у него интерес и желание разобраться, как устроена игрушка. Для них хорошо подойдут конструкторы, из деталей которого можно собирать разные модели. Ему нужно давать время адаптироваться к новым игрушкам, хорошо бы показать различные возможности игр с одной и той же игрушкой. Не помешают разные милитаристские игрушки – пистолеты, солдатики, роботы-воители.

Не привлекайте его к соревновательным играм на скорость и ловкость. Это абсолютно не его сфера. Пусть лучше его игры не носят состязательного характера и по началу будут индивидуальными – велосипед, коньки, ролики. А еще лучше подойдут занятия различными видами искусства – музыкой, пением, рисованием. Он с радостью будет ставить домашние спектакли, играть в пантомиму, сочинять вместе с вами сказки, разучивать песенки и стишки.

Вообще для меланхоликов необходим щадящий режим – не надо давать сразу много игрушек, стараться наполнить дом большим количеством друзей, часто водить его на детские мероприятия. Не пытайтесь взять их «на слабо» и не давите на слабые места. Старайтесь не проявлять к нему чрезмерную строгость и даже не повышать голос. Лучше найдите, за что его похвалить. И хвалите его еще больше, когда он сам сделал что-то новое. Гордитесь им, всем рассказывайте, какой замечательный и самостоятельный ребенок у вас растет. У него от этого вырастут крылья и появятся силы на новые поступки.

Холерик – это ребенок-тайфун. Ему нужно все сразу и желательно уже вчера. А если получить это не удается, то он закатит истерику на длительное время. Неуравновешенные и легковозбудимые, они вообще впадают в истерику из-за любой мелочи. У них подвижное лицо и быстрая речь и движения. Они и сами энергичны, кажется, что сама жизнь кипит вокруг них. Но им не хватает самообладания, терпения. Они агрессивны, слишком прямолинейны и это может оттолкнуть от них их друзей. Им трудно заснуть, сон их чуток, но с утра они опять готовы рваться в бой. Нервная система холериков очень подвижна. Поэтому за пару часов перед сном родителям необходимо исключить шумные игры, просмотр телевизора и т.п. Такой ребенок постоянно держит родителей в напряжении.

Активность холериков полезно направлять в созидательное русло, привлекать их к помощи по дому. Но помните, что долго одной работой они заниматься не умеют. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать его интерес. Их с детства надо приучать правилам поведения среди людей – не перебивать других, не кричать, уметь извиниться, вежливо попросить. Но криком и руганью от него ничего не добиться. От этого он будет еще больше заводиться и нервничать сам. Лучше сначала успокоить его, а потом уже объяснить, как лучше было бы поступить. Иначе из духа противоречия в следующий раз он обязательно опять сделает вам назло не так. Они очень самостоятельны и не позволяют собой командовать с самого маленького возраста. Крики, шлепки, одергивания не помогут. Главное оружие в воспитании холериков – это терпение и еще раз терпение и спокойствие.

Дети-холерики подвижны, кажется, что они находятся одновременно в нескольких местах. Их игры всегда шумные, даже если это простое рисование. Сами они всегда стремятся стать заводилами и лидерами в компании. Они не умеют играть в спокойные игры, где требуется концентрация внимания и усидчивость. Но именно к таким занятиям и надо их постараться приучить. Но надо и дать выход бурлящей в них энергии – водить их на занятия спортом, где присутствует соревновательный дух, дать вволю наиграться в подвижные игры. Не старайтесь ограничить его подвижность.

Дети-холерики не умеют сами справляться со своим кипучим темпераментом. Они вспыльчивы, сами провоцируют конфликты и лезут в драку. Они любят работать на публику, им необходимо, чтобы окружающие видели, как у него здорово все получается, и хвалили его. Они сами устанавливают правила и сами их нарушают.

У них острый ум, они легко, на лету, усваивают информацию, но из-за неусидчивости так же легко ее забывают. Поэтому с ними надо играть в спокойные интеллектуальные игры, например, где надо запомнить несколько предметов и по памяти их назвать. В конце чем-нибудь наградите его. Бесцельно им играть не интересно. Они играют не ради самой игры, а на достижение результата. Холерик вряд ли по достоинству оценит конструктор или паззл, но бесконечно будет играть в настольный футбол или бильярд, кегли, кидать дротики. Ему показаны все игры с мячом, а так же всемозможные лазалки, бегалки, прыгалки. Главное организовать его игру в соревнование, чтобы он видел их цель.Почаще выезжайте на дачу, ходите в походы.

Как и сангвиников, их мало заботят чувства других людей, поэтому обращайте их внимание на эту сторону жизни. Можно придумать такую игру – изобразите на своем лице различные чувства, а он пусть попробует их угадать. Потом поменяйтесь ролями. Психика холериков менее подвижна, чем у сангвиников, поэтому его интересы и цели более устойчивы, что позволяет ему увереннее идти к намеченной цели и добиваться своего. Найдите его энергии достойное применение и при правильной организации он может стать эффективным помощником по дому. Постарайтесь приучить его к рисованию, лепке, вышиванию, к настольным играм. Так вы подготовите почву для школы. Полезно придумать для детей–холериков игры на расслабление – лежа на спине подрыгать ножками, ручками, сбросить с них напряжение, поводить руками, как будто летим по небу и т.д.

В чистом виде не встречается ни один темперамент. Характер человека – это всегда смесь черт. Ребенок будет расти, меняться, приспосабливаться к условиям окружающей их жизни, но ведущие черты мало изменяться. Не пытайтесь и Вы изменить в корне своего ребенка, сделав из холерика меланхолика. Вам все равно это вряд ли удастся. Либо ценой станет психическое здоровье крошки. Не старайтесь, чтобы ваш ребенок был похож на соседского – вы растите своего самого уникального, любимого и неповторимого. Гораздо продуктивнее развить его сильные стороны и даже слабые обратить на пользу. Потому что разброс интересов может привести к широкому кругозору и умению держать в поле зрения множество аспектов, а обратная сторона медлительности – это аккуратность и умение довести начатое до конца.


















Используются технологии uCoz